Неудачи с чартерами на Хайнань стали детонатором банкротства уже не одного российского туроператора. И это несмотря на колоссальные дотации, выделяемые китайскими властями за туристические авиарейсы. Курорт впору называть островом невезения для держателей полётных программ. В чём же причина?
Китайское чудо для ВИПов
Хайнань стал курортом в начале 90-х, когда получил статус особой экономической зоны с льготами для инвесторов. За 10-15 лет на острове сотворили чудо: построили аэропорт, дороги, коммуникации и, конечно, отели. Сюда пришли все солидные гостиничные бренды, сделав направление по-настоящему привлекательным.
Российские туроператоры начали проявлять интерес к Хайнаню в 1997-м после рекламных поездок из Москвы, Новосибирска и Хабаровска. А в следующем году были сделаны первые робкие попытки отправки туристов: в 1998-м на острове побывали 500-600 гостей из России.
Отдых на Хайнане предлагался как дополнение к экскурсионным программам по материковому Китаю. Туры были только на базе регулярных рейсов через Пекин, Гонконг и Шанхай, стоили дорого, поэтому туроператоры продвигали их сообща — в рамках Русско-китайского клуба. Он был создан по инициативе руководителя China Tour & Business Travel Сергея Джан Ша в 2003 году и объединил всех профильных туроператоров.
Бутиковый имидж направления полностью себя оправдывал: в то время отдых на Хайнане был экзотикой и привлекал платёжеспособную публику.
Вплоть до начала 90-х Хайнань был закрытой территорией, там находилась военная база. Ни о каком туризме не могло быть и речи: ведь чтобы просто попасть на остров, иностранцам требовалось специальное разрешение. Никто не мог представить, что через два десятка лет появится курорт мирового класса.
Самогон против «Креста»
Поначалу места на бортах «Трансаэро» предлагались всем участникам пула «привилегированных партнёров» этой авиакомпании — так неформально называли туроператоров, имевших прямые контракты с перевозчиком. Но вскоре почти все кресла на лайнерах, летавших в Санью, стал выкупать «Южный Крест». Всем остальным приходилось брать у него места с наценкой.
Конкуренты попробовали договориться с китайской авиакомпанией China Southern и снизить тарифы на стыковочные рейсы, чтобы конкурировать по ценам с «Трансаэро» и «Южным Крестом». Делегация туроператоров выпила много самогона с китайцами (см. стр.76), но безрезультатно.
Это вам не Турция!
Монополия «Трансаэро» и «Южного Креста» казалась незыблемой. Туроператор заполнял «Боинги-747» не только из Москвы, но и из Санкт-Петербурга. Туроператор открыл на Хайнане собственную принимающую компанию, в которой трудились около 50 гидов из России.
Быстро наращивать объёмы стимулировали невероятные доходы от продажи экскурсий и высокая комиссия от торговых точек и медицинских центров, услугами которых пользовались клиенты. Всё это позволяло зарабатывать на месте до 150-170 долларов с человека. Для сравнения: в Турции прибыль обычно не превышает 30 долларов. Заработок можно было увеличить ещё и за счёт дотаций за авиарейсы, которые выделяли китайцы, но ставка на этот вид дохода в итоге сыграла с «Южным Крестом» злую шутку. А заодно и с его последователями.
Путь к краху
У туроператора образовался кассовый разрыв. А UTair требовала плату за рейсы здесь и сейчас — летать в долг авиакомпания отказалась. Туры на Хайнань на тот момент занимали почти половину в общих объёмах продаж «Южного Креста», и остановка полётной программы в сентябре 2014-го привела к сходу туроператора с дистанции.
Желаете дотацию? Получите, если сможете
Послу ухода со сцены «Южного Креста» и «Трансаэро», ситуация на направлении изменилась.
Сначала полётные программы поставил «Русь Тур», принявший в штат ряд ключевых менеджеров «Южного Креста». Вскоре — ANEX Tour и TEZ TOUR. Но, пожалуй, наиболее агрессивно выступила «Жемчужная Река», заявившая о себе в 2017 году и начавшая выполнять полёты в Китай с весны 2018-го.
Молодой туроператор с ходу замахнулся на рейсы в Санью и Хайкоу из Москвы, Санкт-Петербурга и почти десятка региональных городов, претендуя занять на направлении былые позиции «Южного Креста». Ради этого компания не гнушалась демпинговать: цены на туры подчас опускались ниже 20 тыс. рублей с человека.
Решившись на масштабную экспансию, «Жемчужная Река», как ранее и «Южный Крест», сделала ставку на китайские субсидии — их суммы вызывают азартный блеск в глазах всякого амбициозного предпринимателя. Ведь за каждый авиарейс Москва — Санья, например, правительство Хайнаня компенсирует туроператорам 155 тыс. долларов. При себестоимости кресла примерно 700 долларов и загрузке самолёта в среднем 300 человек фрахт борта у авиакомпании обходится в 210 тыс. С учётом субсидии место на лайнере стоит заказчику чуть более 180 долларов. И это на дальнем направлении, куда 10 часов лёту! За рейсы в Хайкоу дотации ещё выше.
Искусственный остров Феникс создавался с претензией на конкуренцию с Palm Jumeirah в Дубае.
Только вот чтобы получить столь желанные суммы от китайских властей, нужно выполнить на Хайнань цепочку из как минимум 52 рейсов. А это «Жемчужной Реке» не удавалось — была бесконечная чехарда с заменой одних перевозчиков на других. 7 декабря прошлого года авиакомпания «ИрАэро» отменила за неоплату заказанные туроператором перелёты на Хайнань.
Моральным утешением для клиентов туроператора может стать уголовное дело в отношении гендиректора «Жемчужной Реки» — расследование завершено в начале августа, руководителю инкриминируется злоупотребление должностными полномочиями. А ранее в Китае были объявлены в розыск менеджеры принимающей компании туроператора Pearl River International Travel Company. Эта фирма упорно отрицала свою аффилированность с «Жемчужной Рекой», но, очевидно, китайские правоохранители сочли её аргументы неубедительными.
По какому пути пойдёт развитие направления дальше? Специалисты расходятся во мнении. Прецедент с уголовным преследованием предпринимателей с китайской стороны может усмирить пыл новых охотников за дотациями на авиаперевозку. Но с другой стороны, эта лазейка — сама по себе провокация для «горячих голов», которые всегда находятся в турбизнесе. Исходя из этой логики опытные турагентства внимательно следят за действиями туроператоров, чтобы вновь не попасть в ситуацию, когда вновь не повезло.